Режиссерские версии фильмов

Режиссерские версии фильмов

Режиссерские или расширенные версии художественных фильмов являют собой первоначальную версию того, как режиссер ленты видит свое творение, от чего высоко ценятся фанатами качественного кино.

Как правило, такие версии имеют большой метраж и частенько превышают продолжительность стандартного сеанса в кинотеатре. Потому в прокат сначала выпускают «кастрированную» версию фильма, из которой продюсерами вырезаются различные сцены, которые, по их мнению, слишком заумные для широкой публики либо наполнены лишним смыслом и от того тормозят сюжет.

Зачем обрезать?

Задача процесса обрезания сводится к выбрасыванию кадров, без которых можно обойтись, и замене одних сцен другими. Причинами могут быть как необходимость подогнать кино под временные рамки, так и перспектива неоднозначного восприятия зрителем происходящего на экране. Часто имеют место и возрастные ограничения на сцены насилия и эротики, из-за которых аудитория зрителей, а значит и выручка от проката, существенно уменьшится. В итоги получаем рафинированную театральную версию, или попросту «театралку».

Где найти?

Выходят расширенные версии обычно позже прокатных — на дисковых носителях. Иногда такие варианты появляются через несколько лет после выхода театральной версии и включают также дополнительные материалы, которые в итоге не вошли ни в одну из версий, а также могут прилагаться даже альтернативные концовки (например, фильмы из серии «Паранормальное явление»). Не секрет, что подобный контент несложно найти в сети, а почитать о нем можно на различных форумах.

Стоит ли смотреть?

Ответить на вопрос о том, стоит ли тратить свое время на полнометражную ленту от создателя, постараюсь путем сравнения основных отличий между версиями, на примере наиболее известных публике киношных шедевров.

Серия лент о Чужих

серия чужой

Так в первой части режиссерская версия предполагает ряд дополнительных кадров с ландшафтом планеты. В театралку не вошла яркая сцена, в ходе которой Рипли, будучи старшим по званию на корабле в отсутствие капитана, отказалась впускать внутрь «Ностромо» самого Далласа вместе с зараженным членом экипажа. Но их впустил подлый андроид. Зараженного Ламберта сканируют в лазарете и Даллас замечает на экране какое-то пятно в грудной клетке.

В расширенной версии присутствует продолжительная и напряженная сцена с тщательным обыскиванием экипажем всего корабля в поисках Чужого. Впоследствии Рипли находит коконы с Брэттом и живым Далласом, после чего сжигает последнего огнеметом. Из театралки это вырезали. Также были удалены из нее сцены, где герои матерятся в адрес пришельца. Примечательно, что кинолента вышла в 1979 году, но ее расширенная версия с допматериалами была выпущена лишь в 2003 г.

Вторую часть из серии снял уже не Ридли Скот, а Джеймс Камерон и ее расширенная версия увидела свет тоже лишь в 2003 году. Она включает в себя массу вырезанных в начале фильма кадров: сцена осуждения Рипли судьями за уничтожение «Ностромо»; сцена, где Бёрк рассказывает Рипли страшную новость о том, что ее дочь уже давно состарилась и умерла, пока главная героиня дрейфовала в космосе; длинная сцена о жизни колонистов на планете до появления чужих.

Также важным звеном, не вошедшим в прокатную версию, является большой фрагмент, показывающий зрителю, как и кто из колонистов нашел корабль пришельцев, а также предыстория важного персонажа, чье происхождение без этого было абсолютно неясным, — единственная выжившая девочка по имени Ньют.

В театралке напрочь отсутствует ряд сцен с использованием спецназовцами автоматических пулеметов, которые долгое время сдерживали наскоки тварей. Была упущена и романтическая сцена с прощанием Хикса и Рипли, когда она решает возвратиться за Ньют. В целом присутствующие в расширенном издании «Чужих» сцены существенно улучшают фильм, делая сюжет гармоничнее, а атмосферу более напряженной и интригующей.

Третья часть саги достигла апогея расхождений между версиями фильма. Отличаются способы проникновения твари в саму тюрьму. В режиссерской версии есть куча не вошедших в театралку диалогов между заключенными. В прокатном варианте нет того, как герои фильма на живца заманили чужого в хранилище радиационных отходов, но потом он был выпущен одним из зеков.

Феерическая концовка в режиссерском представлении не предполагает выскакивания твари из Рипли в процессе падения в свинец. В итоге версии так сильно отличаются, что создается впечатление, будто смотришь вообще разные части одной франшизы.

Властелин колец

Властелин колец

Просмотрев всю трилогию, могу с уверенностью сказать, что в каждой части есть масса мелких вырезок, так как даже прокатные версии этих фильмов были ну очень длинными.

Но больше всего было выкинуто из театральной версии последней из частей. Режиссерский вариант «Возвращения короля» по праву можно разделить на два полноценных по метражу кинофильма.

В самом начале в полном варианте мы лицезреем длиннющую сцену разговора главных героев с побежденным Саруманом, стоящим на своей башне, которого тут же заколол его слуга и негодяй падает ниц на шипы мельницы.

После присутствует фрагмент, где Гимли с Леголасом спорят на пиршестве о том, кто больше выпьет пивка, вследствие чего гном ужирается в стельку, а эльф выигрывает пари. Тут же можно послушать шикарную песню полуросликов.

Из театралки был вырезан момент, где Сэм задает треплю коварному Голуму, пытаясь задушить паршивца из-за своих подозрений. Также из проката была удалена огромная сцена приключений Арагорна, Гимли и Леголаса в пещерном городе мертвых предателей с последующим уничтожением горными призраками новоприбывших пиратов.

В полной версии есть сцена, где орки пытаются пробить городские ворота обычным тараном, но у них ничего не выходит, от чего генерал приказывает использовать царь-таран – «Волчью голову».

Из театральной версии было удалено место, где Пипин, следуя за сумасшедшим отцом Фарамира, желающего сжечь своего сына, видит, как на засохшем дереве – символе крепости – распускается цветок, олицетворяющий большую надежду. Глупо было такое вырезать.

В прокатной версии ленты заметно, как в определенный момент Гэндальф отбивается от врагов уже без своего фамильного посоха. Это потому, что была вырезана сцена, где маг неудачно пытался обороняться им от назгула.

Массу кадров было нагло вырезано даже из финальной схватки сторон. Не было показано в кинотеатрах, как Мэри рубит на капусту бесчисленных орков, как принцесса сечется с генералом орков.

В итоге принцесса впадает в кому и не подает признаков жизни, но Арагорн оживляет ее чудесным образом, с помощью своего кулона. Пипин же долго блуждал среди трупов на поле битвы, прежде чем нашел живого Мэри.

В режиссерке есть сцена, где Сэм и Фродо топают по Мордору в орчьих доспехах и их принимают за своих, впихнув в плотный строй. Чудом только они удрали из армии орков. Есть также диалог между принцессой и Фарамиром, из которого явно следует, что они равнодушны друг другу.

Когда Арагорн с братией прискакал к воротам Мордора, то оттуда выехал орк с эльфийской кольчугой — типа Фродо умер. После непродолжительных дипломатических отношений Арагорн отрубает голову переговорщику, не веря в смерть полуросликов, и идет в наступление.

Как видно, продюсеры ампутировали немерено материала при подготовке театральной версии, но, слава Богу, что есть режиссерский вариант фильма.

Мораль

Из вышеизложенного следует, что смотреть режиссерские версии не только можно, но и нужно, даже если вы уже видели урезанный вариант ленты. Если фильм вам понравился, то расширенная версия уж точно вас не разочарует, а, наоборот, подарит массу приятных впечатлений при просмотре знакомого шедевра кинематографа.

avtor: Rokosovsky, для сайта super-mens.ru

Фильмы про юристов
Шампанское из виноградных листьев