Практически каждый из вольных работников, кто решился организовать свое, пусть небольшое, но предприятие, сталкивается с необходимостью подборки кадров. Об этом и поговорим.
Несмотря на то, что культ личности И. Сталина давно развенчан, не признать правоту многих его высказываний нельзя. В частности, нельзя не согласиться с тем утверждением, что все решают кадры. И это правда. Я сам был свидетелем того, как дебилы-работники запарывали сто процентные проекты и предприятие, а точнее его руководитель, уходил в минус.
Подбор сотрудников для своего предприятия можно поделить на два основных этапа: набор кандидатов и отбор наиболее подходящих.
Где искать?
В определенной степени все зависит от специфики вашего предприятия. Например, если у вас контора «Ломаем и строим», то работников можно найти, например, на объездной или в иных местах, где тусуются «выполним любую работу». Да, такая рабочая сила, как правило, дешевая, но вы нанимаете неизвестно кого, с неизвестно какими навыками. Поэтому, если вы хотите собрать нормальную надежную команду, то стоит дать объявление в газеты, журналы, интернет-ресурсы, которые занимаются подбором персонала и помогают найти работу.
Для повышения эффективности самого объявления, рекомендуется четко указать требования к соискателю: специальность, опыт работы, возраст и так далее. В этом случае вы сбережете много своего времени, встречаясь на собеседованиях только с реальными кандидатами. Там же модно поискать и резюме в разделе «ищу работу».
Я думаю, многие удивились тому, что я не порекомендовал начать поиски сотрудников с родственников и друзей. Ну, что касается друзей, то я затрагивал данный вопрос в статье о деньгах и дружбе. Не буду повторяться и перейду сразу к родственникам.
Семейный подряд – это, конечно же, хорошо. И мы часто в жизни видим примеры того, как бизнесом заправляют именно ближайшие родственники. Особенно это хорошо развито у евреев и выходцев с Кавказа. Однако мы видим лишь внешнюю сторону и не знаем о проблемах, которые при этом возникают (если, конечно, они возникают). За то мне точно известно о проблемах, которые возникают (не всегда) у славян, при оформлении на работу родни. Суть проблемы в том, что неформальные родственные отношения (как и дружеские) проецируются на рабочие отношения, что крайне неприемлемо. В результате обиды, ссоры, скандалы. Быть начальником над родственниками – дело очень неблагодарное, поверьте.
Так же осторожным нужно быть и с теми, кого вы принимаете по рекомендации уже работающих у вас людей. Они могут просто тащить за собой своих друзей, родных, земляков. А ведь вы не благотворительный фонд и не центр занятости. Вам нужны реальные работники: грамотные, толковые, преданные.
Кого не стоит принимать на работу?
Не то, чтобы здесь давался категорический совет, но подумать, перед принятием решения в пользу «брать», все-таки, стоит.
1. Родственники и друзья. Об этом говорилось выше, так что, повторяться не буду.
2. Соискатели, которых хочется нанять с первого взгляда. Помните, что идеальных людей не бывает, а эмоциональная оценка часто бывает ошибочной. Поэтому, нужно присмотреться. Возможно, взять на испытательный срок.
3. Соискателя, который сразу же вызвал антипатию у ваших сотрудников. Конечно, существует вероятность, что они «притрутся», но в большинстве случаев начинают возникать раздоры в коллективе, что существенно отражается на его производительности.
4. Кандидатов, которые сменили большое количество мест работы и плохо отзываются о своем бывшем начальнике. Скорее всего, такой человек просто не может ужиться в коллективе и начальством. Потому и меняет место работы часто. Оно вам надо?
5. Не знаю, кто как, но я не стал бы брать излишне скромных людей, лишенных каких-либо амбиций. Такие сотрудники будут безынициативными, в решающий момент могут «слиться» перед конкурентами и так далее.
6. Не спешите принимать того, кто вызывает жалость и «плачет» о маленьких детях, кредитах и больной маме. Да, ситуации бывают разные. Но, человек, который хочет и умеет работать, старается в первую очередь рассказать о своих рабочих качествах.
Кстати, о детях. Многие работодатели не хотят брать на работу беременных или соискателей с маленькими детьми (особенно женщин). С одной стороны, конечно, дети – это частые больничные или отгулы. Но с другой стороны, человек, которому нужно кормить детей – это человек, которому нужна работа. И он будет за нее держаться.
И напоследок. Принимаю кого-то на работу, не стесняйтесь спросить рекомендации с прошлых мест, позвонить туда, сделать запрос. Такие действия помогут вам избежать роковых ошибок. Бизнес – вещь жестокая и не терпит сентиментальностей.
avtor: Андрей Абин, для сайта super-mens.ru