Франчайзинг и франшиза — в чём разница?

Франчайзинг выручает предпринимателей, имеющих бизнес-хватку, но лишённых интересных идей для нового проекта. Желаете действовать, а не планировать?

Готовы выступить на рынке под чужим именем и готовы соблюдать чужие правила игры? Тогда получить франшизу – отличное решение для начала собственного дела.

В чем разница (определение основных терминов)

Для того, чтобы понять разницу между этими понятиями, прежде всего необходимо узнать значение этих слов.

Франчайзинг — это вариант предпринимательства под опекой крупного партнера.

Франшиза — объект договора франчайзинга.

Франчайзи — фирма, которая приобретает соответствующие права и платит франчайзеру первоначальный взнос и сервисную плату (роялти).

Франчайзер (франчайзор) — это компания или индивидуальный предприниматель, которая передает право вести бизнес, используя свои имя (брэнд).

А теперь подробнее, о франчайзинге и франшизе.

Что такое франчайзинг?

Франчайзинг представляет собой интересную форму взаимодействия между экономическими объектами. Известное предприятие, обладающее солидной репутацией и раскрученной торговой маркой, предлагает предпринимателям выступать на рынке под его именем. Ярким примером успешного франчайзинга является развитие сети быстрого питания «МакДональдз».

Что получает предприниматель?

• Полностью разработанный, проверенный временем бизнес-проект;

• Бренд, известный широкому кругу потенциальных покупателей;

• Лояльную клиентскую базу, нуждающуюся в предлагаемых товарах/услугах;

Бонусы аренды чужой торговой марки очевидны. Каковы минусы?

Главные недостатки франчайзинга

• Жёсткий регламент ведения дел

Зачастую франчайзи (получивший франшизу) обязуется чётко следовать рекомендованному бизнес-плану. Договор аренды торгового знака зачастую включает чётко регламентированные, подчас жёсткие требования по его использованию. Любое отклонение от рекомендаций франчайзера (дающего франшизу) будет сопровождаться огромными штрафами.

• Ограниченное влияние на целевую аудиторию

Предприниматель, получивший франшизу, выступает на рынке в качестве представителя чужой компании. Деятельность, направленная на развитие бизнеса, прежде всего, идёт на пользу «материнской компании». Такая система подойдёт людям, любящим работать по чётко отлаженному плану и получать вознаграждение за соответствие эталону. Для более честолюбивых натур, франчайзинг может стать золотой клеткой.

Отличие франчайзинга от франшизы

Франчайзингом называется само заключение сделки на покупку у бренда права выступать его представителем на рынке. Франшизой называют суть покупки – комплекс материальных и интеллектуальных благ, позволяющих легко начать дело.

Во франшизу могут входить:

• Права пользования брендом, товарным знаком

• Право на использование бизнес-модели, разработанной франчайзером

• Технология изготовления продукции, эталон сервиса предоставления услуг

• Применяемое программное обеспечение, уникальное оборудование

• Корпоративная символика

Чаще всего подписание договора франчайзинга не требует финансовых вложений. Покупается франшиза — комплекс наработок, необходимых для ведения бизнеса от имени бренда, в полном согласии с общим бизнес-проектом.

Стоимость франшизы

Покупка франшизы является одноразовой акцией. Франчайзи делает крупный паушальный взнос, благодаря которому приобретает полное право быть одним из лиц компании.

Помимо выплаты франшизы, бизнесмен обязуется платить роялти. Роялти представляет собой регулярную выплату процента от прибыли, которую получает франчайзи в процессе использования имени бренда.

Стоимость франшизы обоснована двумя критериями: известностью франчайзера и наличием других представителей бренда в регионе. Чем круче бренд, тем дороже обойдётся право представлять его на рынке. Впрочем, риск часто оправдан – особенно, если потребность в продукции фирмы в вашем регионе достаточно велика.

Бесплатная фрашниза

При отсутствии достаточного стартового капитала возможен другой вариант франчайзинга. Бесплатная франшиза предоставляется на ограниченный период времени (обычно год-два), в течение которого предприниматель считается не партнёром по бизнесу, а директором филиала. Серьёзным недостатком такого подхода является необходимость доказывать своё право на партнёрство. Часто бизнесмены «тонут» под грузом неподъёмных штрафов и требований компании-франчайзера.

Оправдан ли риск франчайзинга?

Невыполнение условий франшизы влечёт за собой солидные штрафы. При заключении договора-франчайзинга сложно учесть все юридические нюансы, ведь на стороне крупного бренда огромный штат компетентных юристов.

Часто сделка предусматривает полный отказ от любых инноваций и возможности внедрения собственных бизнес-моделей. В результате схема, эффективная на западе, оказывается недееспособной в отечественных условиях, а сделать «шаг вправо, шаг влево» прямо запрещает контракт. Такой способ ведения бизнеса подходит людям, не любящим рисковать и предпочитающим идти проторенной дорожкой.

avtor: Dreamwriter, для сайта super-mens.ru

Как притянуть деньги: заговоры, амулеты, символы
Куда вложить деньги в интернете?