Способы торможения двигателем

Уже начиная с автошколы, каждый водитель знает о возможности замедления автомобиля при помощи так называемого торможения двигателем.

Подобный навык прежде всего оправдывает себя в сложных ситуациях, когда штатная тормозная система отказала либо не способна работать корректно.

Впрочем, так делать удобно и в других случаях — когда водителю ничего не мешает нажать ногой на соответствующую педаль. В этой статье мы рассмотрим основные способы торможения двигателем и выясним, для какой обстановки они будут актуальны.

Теоретическая часть вопроса

В результате детонирования топливной смеси в камерах сгорания ДВС на коленвал автомобиля передается большой крутящий момент, благодаря которому с определенной скоростью должны вращаться колеса, тем самым толкая шасси вперед (или назад).

Но если, набрав некоторую скорость, автомобиль остается без подачи горючего в двигатель, наблюдается обратный эффект. Всего пару секунд назад мотор вырабатывал энергию, необходимую для вращения колес, но теперь его внутренние узлы и механизмы становятся потребителями этой самой энергии. В данном случае она уже черпается от вращения ведущих колес по инерции и в результате сил гравитации, воздействующих на все транспортное средство.

При этом решающим моментом следует признать стыковку ведущей оси с маховиком двигателя через шестерни трансмиссии, которые, к слову, также потребляют львиную долю инерционных сил. Еще большего эффекта можно достичь, если понизить передачу. Здесь наблюдается диаметральная противоположность: на пониженных передачах наибольшая разгонная динамика, но также, чем ниже передаче, тем ощутимее замедление при отпускании педали акселератора.

Как это происходит на практике

Торможение двигателем обычно сводится к следующему:

1. Двигаясь на передаче (не важно, какой — второй, третьей, четвертой) просто уберите ногу с педали газа. При этом не нужно выжимать педаль сцепления и ворочать рычагом коробки передач.

2. В результате вы отчетливо почувствуете, как ход автомобиля «тяжелеет», словно к нему пристыковали прицеп.

3. Чтобы еще больше замедлиться, дождитесь необходимого спада показателей спидометра, после чего выжмите сцепление и переключитесь на ниже идущую передачу. Имейте в виду, что в идеале переключение должно происходить без пропуска передач. Таким образом можно опуститься до первой передачи без воздействия на педаль тормоза.

Притормаживание перед светофором, ж/д переездом, поворотом

Первый способ торможения двигателем предполагает постепенное замедление перед временной помехой на дороге, которая к моменту достижения автомобилем этого места должна перестать мешать проезду. Например, так можно делать перед затормозившим на «зебре» автомобилем, пешеходом, «красным» светофором и т.д.

 торможение двигателем

При этом ожидается, что водитель не планирует полностью останавливаться и снова начинать движение с первой передачи. Для этого обычно достаточно просто убрать ногу с педали акселератора, не переключаясь на пониженную передачу.

Также подобный подход будет актуальным в условиях сколькой дороги, когда малейшие манипуляции с педалью тормоза могут привести к смещению траектории движения машины и заносу.

Торможение двигателем в гололед

Трудно переоценить значение данного метода торможения в условиях обледенения дорожного покрытия. Всем известно, что в такую погоду даже легкое нажатие на педаль тормоза вызывает блокировку колес с вытекающими последствиями.

При торможении двигателем блокировки никогда не возникает за исключением ситуации, когда автомобиль движется на немалой скорости, а водитель «втыкает» первую передачу. Движение на пониженных передачах (2-3) более чем оправданно при спускании с обледенелой горки, где при блокировке тормозных механизмов возникает огромный риск слететь в кювет.

Впрочем, исправить ситуацию и без торможения мотором может наличие системы ABS, противодействующей блокировке колес.

Если отказали тормоза

Нельзя не упомянуть о редких, но опасных ситуациях, когда штатная тормозная система автомобиля просто отказывает в самый неподходящий момент и водитель не может остановить машину.

Сбавить скорость до минимального значения тогда позволит поэтапное переключение с передачи на передачу вплоть до первой. Полностью обездвижить транспортное средство позволит стояночный тормоз — «ручник».

Ну а если он не работает, то тогда эксперты рекомендуют выбрать себе относительно мягкое место для «приземления» или, подав аварийные сигналы, максимально аккуратно упереться в бампер впереди идущего автомобиля.

Какие недостатки в торможении двигателем

К отрицательным моментам, которые сопутствуют торможению двигателем, традиционно относят:

• невключение стоп-сигналов, отчего другие участники дорожного движения, следующие за вашим авто, не будут заранее уведомлены об изменении вашей скорости;

• резкое переключение на пониженную передачу с повышенной несет риски повреждения узлов автомобиля и блокировки колес на скользкой дороге;

• торможение мотором противопоказано необкатанному после первичной покупки или капремонта силовому агрегату.

Совет: если у вас автоматическая коробка передач, проштудируйте руководство по эксплуатации автомобиля, так как порядок торможения двигателем у каждого «автомата» свой.

avtor: Rokosovsky, для сайта super-mens.ru

Можно ли смешивать разные моторные масла?
Зависимая и независимая подвеска автомобиля