ЗАЗ запорожец

Совсем недавно, в статье о выборе автомобиля для поездок на охоты и рыбалки я говорил о таком варианте, как «Запорожец». Автомобиль этот в славных девяностых стал героем множества анекдотов.

Впрочем, и в реальной жизни его многие ругали и высказывались о нем, а равно и о его владельцах с нескрываемым презрением.

Кстати, как и положено, львиную долю кирпичей извергали как раз те, кто всю жизнь ездил на трамвае. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что негативное отношение было совершенно неоправданным. Чтобы доказать это утверждения, я предлагаю обзор автомобиля, а точнее марки «ЗАЗ Запорожец».

Конечно, рассматривать весь модельный ряд я не намерен. Это займет много времени и места. Подробнее я остановлюсь на самых ярких представителях этого семейства: «горбатом» и «ушастом».

Горбатый запорожец

фото горбатый запорожец

Для меня стало откровением то, что неказистость (по нынешним меркам) и маленькие размеры «Запорожцев» первого поколения (ЗАЗ-965 или «горбатый») были продиктованы отнюдь не убогостью «совкового» мышления, а европейской автомобильной модой шестидесятых годов двадцатого века. А кроме этого еще и желанием правительства тогдашнего СССР, возглавляемым в тот период Никитой Сергеевичем Хрущевым, снабдить широкие слои население доступным автотранспортом.

Вроде бы именно ему в качестве примера для подражания пришелся по душе автомобиль «Фиат» новой модели («Фиат – 600»). Что же касается мотора в попе, то такая компоновка так же была вполне оправдана европейской модой, ибо даже «Порш» выпускал малолитражные авто с задним расположением двигателя.

Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление, чтобы заметить, что именно малолитражный мотор для «горбатого» и послужил первым кирпичиком в фундаменте нового автомобильного завода на Украине. Дело в том, что ни один из тогдашних автозаводов, в том числе и АЗЛК, где проводилась разработка ЗАЗ-965, не имел площадей для выпуска еще одного автомобиля. Потому производство перенесли на небольшой заводик по производству сельхоз техники «Коммунар».

Теперь продолжим конкретно по авто

Итак, двигатель расположили сзади, однако возникла загвоздка в самом агрегате. Подходящего по размерам мотора не было. А установка модифицированного мотоциклетного двигла на 17,5 лошадей создавала больше новых проблем, чем решала текущее. План было срывать нельзя, а потому создатели пошли по самому легкому пути: установить адаптированную копию уже готового двигателя. Таковым стал мотор «НАМИ-Г», имевший в основе один из моторов БМВ. Кстати говоря, «НАМИ-Г» изначально разрабатывался для нужд армии в 50-х годах. А конкретнее – для автомобиля-амфибии.

Правда, это было не только преимуществом, но и создавало проблем гражданским водилам при обслуживании мотора плюс его легендарная шумность, ставшая, практически визитной карточкой всех «запоров». Кроме того, именно этот двигатель послужил причиной появления «горба» у машины. При другой форме капота он просто не влезал в отсек.

Первые три года ЗАЗ-965 оснащался 0,7 кубовым V-образным двигателем на 23 лошадиные силы, что позволяло разогнать авто до 90км/ч. позже объем увеличили до 0,9 куба, а мощность возросла до 27 «лошадей».

Короче говоря, лепили из того, что было, под постоянной угрозой жутких анальных кар за срыв плана и с привлечением военных спецов для адаптации «военного» двигателя и коробки передач для гражданских нужд. Из основных недостатков «горбача» можно назвать шумность, практически неработающую без народного тюнинга печку, проблемные запуски двигла в морозы, маленький багажник и тесноту салона. За то в езде по бездорожью «горбач» был хорош! Он выбирался практически из любой грязи.

В итоге 18 июля 1960 года новый автомобиль произвел на Хрущева крайне благостное впечатление и пошел в серию. Хрущев благословил чудо техники словами: «Это хороший подарок трудящимся». А конструкторы приступили к разработке следующей модели — ЗАЗ-966, то есть, «ушастого».

«Ушастый» запорожец

фото ушастый запорожец

Конструкторы постарались устранить все «детские» недостатки в новом авто. В частности, сделали салон просторнее за счет увеличения кузова и перекомпоновки его из хэтчбека в седан. Мотор все равно оставили сзади. А поскольку он имел воздушное охлаждение, то по бокам в задней части кузова установили воздухозаборники – «уши».

Кстати, мотор сначала был 30-сильный, потом стал 40, 45 и даже 40 лошадиных сил. Теоретически, двигатель позволял развивать скорость 120км/ч. Практически же, для того чтобы «ушастик» летал, нужно было перебрать мотор, устранить заводской брак, одним словом – «обработать напильником после сборки». Но при этом все равно, уровень комфорта на таких скоростях сходил на нет. В том смысле, что в салоне невозможно было не то что разговаривать, но и даже кричать.

Отвратительной оставалась и печка. Она была бензиновой, долго разогревалась (15 минут – как пить дать), ревела подобно турбине самолета и наполняла салон вонючим выхлопом, от которого начинала болеть голова.

К чести конструкторов нужно отметить, что довольно большой процент «ушастых» выпускался с учетом нужд инвалидов. Органы управления (газ, тормоз, сцепление) были вынесены на руль. Были авто для водителей без одной или обеих ног, а также без руки.

Кроме того, как это парадоксально не звучит, был налажен выпуск экспортных модификаций «Запорожца». Правда, это был уже не «ушастый» ЗАЗ-966, а лишившийся «ушей» (вместо них были решетки) ЗАЗ-968. Для экспорта выпускались модификации «Jalta» и «Eliette». Они продавались в Европу, имели высокое качество сборки и штатные магнитолы.

И все-таки, по своему основному профилю «Запорожец» был бюджетным автомобилем для перемещения водителя и приближенных особ туда и обратно. Особенно по сельской местности. Кстати, на хорошо отрегулированном авто можно было спокойно съездить семьей за 600км к морю и обратно. Правда, приходилось делать остановки, ибо движок перегревался. Вообще, о главных достоинствах этих машин я говорил в статье про авто для охоты и рыбалки. Так что, повторяться не буду.

В качестве одной из модификаций 968-го можно рассматривать вариант с кузовом типа «пикап». У него кусок кузова над задним пассажирским сидением просто вырезался, а кабина отделялась перегородкой. Изначально пикапы предназначались для использований исключительно на территории и в нуждах завода. Однако чуть позже пошли в народ, где большого распространения и популярности не получили из-за малой вместимости грузового отсека. Часто пикапы (в начале 90-х) приобретались для того, чтобы штатный кузов заменить на обычный седановский б/у.

Со временем привычные «запоры» сменились более «современными», но и более хлипкими «Тавриями». Однако это уже другая история. А классические варианты и сейчас катаются по нашим дорогам и подвергаются разнообразному тюнингу.

Тюнинг «Запорожца»

Любой истинный автолюбитель родом из СССР, который не понаслышке знаком с «Запорожцем», подтвердит мое утверждение о том, что это вполне нормальная машина. При этом, правда, нужно соблюдать два условия: использовать по назначению и доработка.

Сегодня к ЗАЗам относятся уже как к раритетам, а потому все доработки, сиречь тюнинги, направлены, чаще всего, на внешние эффекты. Например, установка легкосплавных дисков, различных обвесов, спойлеров, освещения и так далее. Однако если энтузиасты, которые превращают авто в гоночный болид, полноценную амфибию, кабриолет и так далее. Все лучше один раз увидеть, например, на ю-тубе, чем читать здесь.

В любом случае помните, что все изменения в конструкции необходимо согласовывать с автоинспекцией, чтобы не было проблем. А главное помните, что в умелых руках и телега может стать предметом гордости.

avtor: Андрей Абин, для сайта super-mens.ru

Стоит ли покупать мотоцикл?
Чем хороша низкопрофильная резина?